Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 25.02.2018, 14:58

Официальный сайт МБОУ "2-Михайловская СОШ"



Сайт школы №1 Сайт школы №3 Сайт школы №4 Сайт школы №5 Сайт школы №117 Сайт школы №7 Баклановская СОШ Бурдыгинская СОШ Войковская СОШ Троицкая СОШ 2-Михайловская СОШ Гамалеевская СОШ №1 Гамалеевская СОШ №2 Николаевская СОШ Родинская СОШ Толкаевская СОШ Уранская СОШ Федоровская ООШ Матвеевская ООШ Романовская ООШ Сайт ЦДТ Сайт ЦДТТ Сайт ДЮСШ Сайт ГСЮН МАДОУ №1 МБДОУ №5 МАДОУ №7 МБДОУ №8 МБДОУ №9 МБДОУ №10 МБДОУ №11


Меню сайта
 
 


 

Наш опрос
2.1Материально-техническое и информационное обеспечение организации
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Исследовательская работа

Исследовательская работа "Следы забытых деревень". Руководитель проекта Развозжаев С.П. Выполнила ученица 9 класса Чернышева К. руководитель музея Русакова И.Н.

«Следы забытых деревень:

поселок Вязовка Сорочинского района»

"Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу." 

А.С.Пушкин

1. Введение.

В современных условиях острее, чем прежде ощущается необходимость обеспечивать историческую преемственность поколений, сохранять, распространять и развивать национальную культуру, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России. Этого трудно добиться без знания истории своей страны, своего края, села – нашей малой Родины.

Россия в период новейшей истории потеряла огромное количество памятников архитектуры. Это театры, библиотеки и монастыри, целые города, села, хутора. Среди них поселок Вязовка. И хотя этот поселок навсегда исчез с карты района, края, но остались фотографии, воспоминания бывших жителей. В памяти своих односельчан он останется навсегда.

Вспомнить и сохранить историю исчезнувшего поселения призывают нас воспоминания бывших жителей этого поселка, их малая Родина, так или иначе живет в памяти тех, кто покинул ее навсегда. И они испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с теми местами, где прошло их детство и юность, где остались могилы их близких. 

С древнейших времен человечество интересовалось происхождением своей малой Родины. Данный интерес возрос в последние годы, особенно в условиях глобальных перемен в общественной жизни. Проснулось самосознание народа, появился живой интерес к своей жизни, земле, где он родился и живет. Многие стали интересоваться жизнью предков. Кем они были? Где и в какое время они жили? Найти точные ответы на эти и другие вопросы помогает изучение исчезнувших поселений. Человек, знающий свои «корни», уверенно себя чувствует в настоящем и с надеждой смотрит в будущее.

2. Отношение подростков к истории исчезнувших сел Сорочинского округа.

С целью изучения отношения подрастающего поколения к истории исчезнувших сел Сорочинскго городского округа в нашей школе было проведено анкетирование среди учащихся. Ребятам был предложен вопрос: «Знаете ли вы историю исчезнувшего поселка Вязовка?» В результате данного анкетирования выяснилось, что 9% знают историю исчезнувшего поселка, 76% не знают истории, но хотят узнать, 15 % ребят ответили на вопрос «не знаю».

Мы считаем, что наше исследование будет полезным и нужным каждой категории этих ребят: тем, кто интересуется, будет полезно расширить свои знания, а у тех, кто не проявлял интереса к истории исчезнувшего поселка, возможно, результаты нашего исследования пробудят интерес.

3. История исчезнувшего поселка Вязовка.

С чего начинается любовь к Родине, к своей земле, где давно живут наши отцы и деды и прадеды? Наверное, с памяти. Но помнить непросто… Как гнулись крестьянские спины над плугом, как до седьмого пота молотили цепями хлеб, как пряли долгими вечерами. Память для человека, как корни для дерева. Чтобы не засохли корни, люди должны заботиться о них. По ниточке, по всплеску памяти восстановить историю родного краяВ большой стране у каждого человека есть свой уголок малая Родина. Малой Родиной будет являться и то место, где человек родился, где он вырос, возмужал, завел товарищей и семью, научился бороться с испытаниями, которые преподносит жизнь.

Поселок Вязовка образовался в далеком голодном 1921 году путем отделения части жителей села Голубовки ныне село Первокрасное. На новом месте были свободные обширные луга и плодородные земли, что позволяло людям заниматься сельским хозяйством. Затем в поселок стали съезжаться переселенцы и из других окрестных сел: 2-Михайловка, 2-Ивановка, Каменка. Свое название поселок получил из-за обильно растущих в округе деревьев вязов. Когда пришло время образования сельсоветов, то поселок отнесли к 2-Михайловскому сельсовету.

Поселок Вязовка расположился на высоком южном берегу безымянного ручья правого притока реки Большой Уран. Ручей летом перегораживали двумя земляными плотинами. Плотины играли двойную роль служили одновременно переездом и водопоем для скота. В верхнем течении плотина так и называлась «стойло».

В ручье водились пескари и гольяны, которых маленькие мальчишки ловили рубашками они же собирали грачиные и сорочиные яйца. Все это и рыба и яйца приносились домой где употребляли в пищу для всей семьи. В пойме ручья были очень плодородные земли, поэтому местные жители использовали их под огороды и сады. Особенно хорошо росла черная смородина. В период созревания женщины возили смородину на рынок в город Сорочинск. Поселок располагался в один ряд домов, общая протяженность поселка превышала три километра. В округе были расположены небольшие леса: Рям, Горелый – когда-то этот лес сгорал после грозы, Дубовый – назван так из-за того что там росли в основном дубы. Между Дубовым и поселком находилась Канафеева лощина, когда-то там погиб местный житель по имени Канафей. В этой лощине местные жители собирали дикий щавель, землянику и степную вишню. Северная сторона села представлена грядой высоких холмов заросших чилигой, степной вишней. В одном самом большом холме под названием «Макушка» в начале села по легенде была спрятана золотая карета казакского атамана Степана Разина. И не было такого мальчишки который не искал бы эту карету.

Поселок Вязовка был бригадой колхоза имени Маслова. Здесь была колхозная ферма, разводили крупный рогатый скот: было 300-400 голов молодняка, также отара овец в 1000 голов. Был еще свинарник, но он сгорел от короткого замыкания в конце 70-х годов. Но главной достопримечательностью была пасека, на которой главным пчеловодом был Шопин Иван. Пчел было очень много - семей 400. Вокруг пасеки сеяли медоносы гречиху и подсолнечник. Женщины и дети постарше работали на пасеки: чистили улья, откачивали мед и выполняли другие работы. Во время откачки меда все ребятишки каждый день приходили на пасеку полакомиться медом и сотами. Кушали все бесплатно. А рабочим разрешалось взять пол-литровую баночку меда домой. После смерти Шопина Ивана пасека быстро пришла в упадок и вскоре погибла. Мужчины работали в основном механизаторами: сеяли зерновые культуры и подсолнечник, картофель и бахчевые культуры. На сенокосе, на прополке картофельных полей, на пасеке очень часто наравне со взрослыми работали подростки. Старшие подростки работали помощниками комбайнеров. На Вязовке была девушка-тракторист комсомолка Валентина Агаркова – единственная на весь район. Из традиционных промыслов хорошо развито было пимокатное производство: местные умельцы валяли валенки и снабжали ими всю округу. Знаменит и уважаем был и местный кузнец Григорий Степанов, немой от рождения, он ковал множество различных изделий из железа нужных в хозяйстве: мотыги, грабли, лопаты и другое. А Зинаида Брызгалова была известной портной, она шила и рубашки, и штаны, но особенно хорошо ей удавались женские платья: все женщины щеголяли на праздники в красивых платьях от тети Зины.

В поселке была начальная школа где одновременно занимались три класса и учителем был фронтовик Чистяков Алексей Кузьмич строгий и уважаемый человек. Его супруга Зинаида работала в сельпо продавцом. После окончания начальной школы дети продолжали учиться в 2-Ивановской средней школе. Когда было тепло детей в школу возили на открытой машине в кузове, а когда наступали холода дети жили в интернате при школе и приезжали домой только на выходные, что было очень не удобно для родителей. Еще одна беда: в поселке не было медицинского обслуживания, и если кто заболевал, нужно было ехать в соседнее село. Был такой случай в конце ноября, в начале декабря 1958 года родилось в поселке два ребенка, погода стояла плохая, и дед этих детей сумел попасть в сельсовет только в январе 1959 года ну и записал дату рождения 1 января 1959 года. С тех пор эти уже взрослые дети празднуют день рождения дважды.

Первыми переселенцами были семьи Ращупкиных, Конаревых, Агарковых, Шопиных, Развозжаевых, Арестовых, Слепых. В этих семьях было по многу детей по 7-10 человек. Многие семьи были между собой родственниками и насилии одну фамилию. Во время Великой Отечественной войны многие жители ушли на фронт в том числе Арестов Александр: награжден орденом Красной Звезды и многими медалями, Развозжаев Тимофей, Чистяков Алексей, Брызгалов Николай, Ерхов Николай и многие другие. Много земляков погибло на фронтах Великой Отечественной Войны: Слепых И., Сидоров И., Абаев Г. и другие. Брызгалов Николай был узником немецкий концлагерей, испытал на себе все ужасы фашисткого плена. За ратные подвиги многие односельчане были награждены боевыми орденами и медалями. Чему свидетельствуют наградные листы хранящиеся в государственных архивах

https://i.mycdn.me/image?id=772502328691&t=3&plc=WEB&tkn=*M38gDNkVfpFTsxVPwSMK30h7L_k

https://i.mycdn.me/image?id=772502331763&t=3&plc=WEB&tkn=*mPJL7bJra6ifRxO-Ek3yjw7nmX4

Был среди них весельчак и балагур Гузенков Василий, который как-то рассказал про охоту на уток. Уток было так много, что он два раза «стрельнул» и убил сразу семнадцать уток. С тех пор его и прозвали «семнадцать уток». Расцвет поселка пришелся на послевоенные годы на конец 60-х начало 70-х годов 20 века. Дворов было около 40 и жителей человек двести. Жили все очень дружно, помогали друг другу в больших делах: постройки дома- дома строили из самана под одну крышу вместе хозпостройками, здание получалось длинное со всякими переходами отапливались русской печкой и голландками топили кизяком и дровами. Кизяк делали всем селом по очереди у каждого . Мужчины мяли на лошадях навоз а женщины и подростки формировали кирпичики складывали каждый на своем месте, потом считали и подростки получали деньги за два кирпичика - одну копейку, а взрослых угощали кушаньем и вином. Так за день делали кизяк в трех – четырех домах. Праздники так же отмечали всем селом в каком-то определенном доме и так по очереди. Люди были открыты и доброжелательны, помогали друг другу и в радости и в горе, хотя жили не очень богато, например, на свадьбу дарили брусочек мыла, чулки, три рубля деньгами. Когда в семье рождался ребенок, то все женщины ходили в гости «на зубок» и дарили подарки, потом бабушки крестили ребенка, хотя церкви в поселке не было, все соблюдали христианские праздники: особенно почитали Пасху и престольный праздник Казанской Божьей Матери. К этим праздникам хозяйки всегда «убирали избу», причем всегда это делалось сообща. В поселке был свой клуб, который открывали когда привозили кино и когда приезжали артисты (были и Шульженко и Мордасова) показывать концерт, тогда в клуб приходили все, если места не хватало, то приходили со своим стулом и сидели в проходах. Рассказывают, что когда впервые показывали кино, старушка баба Таля пришла в клуб с палкой и пыталась всех прогнать, говоря, что наступил конец света и на землю спустился антихрист. Летом у клуба собиралась молодежь: играли в волейбол и устраивали танцы. Со временем молодежь потихонечку стала уезжать дальше учиться в Куйбышев и другие города, и оставаться там. Тут подоспела компания по укрупнению сел и Вязовка стала считаться неперспективным селом, колхоз стал меньше уделять внимание селу, в результате стало меньше работы и в 1971 году выехала первая семья Слепых в совхоз Чкаловский Оренбургского района, следом туда же уехали Шопины Петр и Раиса. После них пошел валом отток населения в город Сорочинск, Оренбург, Орск, Куйбышев, на целину в Адамовский район, особенно много уехало молодежи. Председатель колхоза Михаил Байдин видя такую тенденцию организовал строительство новых домов в селе 2-Михайловка для переселенцев из Вязовки и к 1977 году бригада и производство на Вязовке были закрыты. Закрыли школу, магазин и клуб. Из жителей остались лишь пенсионеры, да и те, кто умирал, кто потихоньку переезжали в соседние села. В 1983 году в поселке остались всего два дома Слепых Иван Егорыча и Марии Конаревой, последняя на следующий год уехала к детям. А в 1985 году уехала и семья Слепых- последние жители поселка Вязовка. Иван Егорыч завещал похоронить себя на вязовском кладбище что и было выполнено: он последний кто похоронен на этом кладбище.

Сейчас на месте бывшего поселка ничего не осталось, кроме кладбища.

За ним присматривают потомки первых жителей и ученики 2-Михайловской школы. Пять лет назад силами семей Развозжаевых, Арестовых на кладбище были высажены деревья сосны, дуба, березы, осины, тополя, вяза. И каждый год на Троицу на место бывшей Вязовки съезжаются все кто так или иначе связан с этим местом. На месте поселка на средства бывших жителей установлен памятный знак.

 

Забытые деревни.

Вдали от больших и не очень больших городов,
не ластиком школьным, а временем стертые с карты,

деревни, укрытые шапкой февральских снегов,
на теле Великой России безвинно распяты.

Сюда не приходят – дороги давно заросли.
Забыты названия – некому больше их помнить.
Здесь в окнах уже навсегда погасили огни
и ржавчина медленно съела железные кровли.


Рассыпались печи, в которых когда-то пекли
особенный хлеб, что гостям в рушнике подавали.

Прогнили полы, позабывшие шорох метлы.
Гармони – и те, обратившись в труху, замолчали...

Все горестней с пыльной иконы задумчивый взгляд.
Сиротская участь у лика святого отныне
в дому, где лишь ставни от ветра печально скрипят,
да мертвые мухи дрожат на сухой паутине.

Найти бы того, кто помашет рукою мне вслед,
поправит венок на врастающем в землю погосте.

Но в этих забытых местах никого уже нет,
и скоро покажется нам, будто не было вовсе.

Уходят от нас старожилы глубинной Руси
в небесную синь, покидая родные селенья...
И если однажды попросим: «Деревня, спаси»,

то нам ничего не ответит пустая деревня. 

Михаил Ваганов.

 

 

 

 

 

Полезно




Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Сайт

  

Календарь

Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728

Copyright МБОУ "2-Михайловская СОШ" © 2018
Конструктор сайтов - uCoz